: Программирование в среде X Window на основе библиотеки Xlib :

С о д е р ж а н и е

Введение

I. Базовые понятия X Window
Характеристики X-окна
Менеджер окон
Свойства и атомы
Первый пример
События
Атрибуты окна
Операции над окнами

II. Текст и графика
Графический контекст
Характеристики графического контекста
Вывод текста, работа с шрифтами
Использование цвета
Битовые и пиксельные карты
Изменяем курсор мыши

III. Работа с внешними устройствами
Клавиатура
Мышь

IV. Ресурсы программ
Формат файла ресурсов
Доступ к ресурсам программ

V. Взаимодействие клиентов
Механизм свойств
Работаем с менеджером окон

VI. Дополнительная информация

VII. Литература

События

События

X Window организует общение между самими программами и между программами и внешней средой путем рассылки событий. Событие - это единица информации, идентифицирующая происходящие в системе изменения или действия, и содержащая дополнительные сведения о них.

Условно можно выделить три класса событий -- генерируемые при изменении состояния физических устройств пользовательского ввода, генерируемые при изменении состояния отображаемых окон и события поддержки взаимодействия между программами-клиентами.

Когда пользователь нажимает на кнопку мыши или клавишу клавиатуры, или когда окно программы нуждается в перерисовке, или когда происходят другие изменения в системе, сервер подготавливает соответствующий пакет данных и отправляет его той или иной программе (или программам). Этот пакет данных называется событием.

Типичная GUI программа имеет следующую структуру:

  1. Выполняются инициализационные функции.
  2. Устанавливается соединение с Х сервером.
  3. Выполняются инициализационные функции, связанные с Х.
  4. Пока не завершились:
    1. Получаем следующее событие от Х сервера.
    2. Обрабатываем событие, возможно посылая различные запросы на рисование к Х серверу.
    3. Если событие было завершающим, заканчиваем цикл.
  5. Закрываем соединение с Х сервером.
  6. Выполняем завершающие действия.

Возможных событий достаточно много; их список можно найти в файле X.h. Каждое из них имеет свой тип и соответствующую структуру данных. Все они вместе, как было сказано выше, описываются объединением XEvent.

Программа для каждого из своих окон может выбрать события, которые будут ему передаваться. Делается это с помощью функции XSelectInput(). При вызове этой функции требуемые события идентифицируются соответствующими флагами. Так событию, ButtonPress (нажатие кнопки мыши) соответствует флаг ButtonPressMask. Когда кнопка отпускается, сервер порождает событие ButtonRelease, которому соответствует флаг - ButtonReleaseMask.

Маска выбираемых событий может составляться с помощью побитового "ИЛИ" из таких значений:

Некоторые события посылаются окну независимо от того, выбраны они или нет. Это:

Частой ошибкой начинающих программистов является добавление кода для обработки нового события без добавления маски для этого события в XSelectInput(). Можно часам сидеть и отлаживать программу в недоумении, почему она не реагирует на отпускание кнопки, только из-за того, что для кнопок событие нажатия зарегистрировано, а событие отпускания - нет.

Программа получает события в своем основном цикле. Для этого можно использовать ряд функций. Наиболее простая из них -

  XNextEvent(Display *display, XEvent *report)

Она "вынимает" из очереди событие, находящееся в ее "голове", сохраняет информацию о нем в переменной, на которую указывает параметр prEvent, и возвращается. При этом само событие удаляется из очереди. Функция XPeekEvent() также возвращает переданное сервером событие, но не удаляет его из очереди.

Функция XPending() возвращает общее число событий в очереди программы.

Итак, если событие выбрано для окна, то оно будет передано ему на обработку. А если нет? В этом случае событие передается родителю окна. Если и тот не желает обращать внимание на данное событие, то оно отправляется дальше, вверх по иерархии окон, и так до тех пор, пока либо не будет найдено окно, выбравшее это событие, либо событие не потеряется.

Задача может влиять на этот процесс продвижения события по иерархии окон. Если программа включает флаг, соответствующий событию, в специальный атрибут окна, то оно, достигнув это окно, не будет передано родителю, а будет тут же "снято с повестки дня". Этот атрибут - do_not_propagate.

<<< Содержание >>>